Автопортал || Авто - статьи

Сельскохозяйственная техника
Чтение RSS

Выбор места установки динамиков аудиосистемы в салон автомобиля

Опубликовано: 02.09.2018

видео Выбор места установки динамиков аудиосистемы в салон автомобиля

ТОП 5 УЛУЧШЕНИЙ ШТАТНОЙ аудиосистемы

При выборе динамиков-громкоговорителей для аудиосистемы автомобиля следует руководствоваться, в частности, возможностями их размещения в автомобиле и осуществления больших или меньших вмешательств в интерьер салона. Многие автопроизводители изначально оборудуют свои автомобили динамиками громкоговорителями для аудиосистем, или по крайней мере, предусматривают в салоне штатное место для их монтажа. 



Даже в том случае, если автомобиль оборудован динамиками для аудиосистем, владельца не всегда удовлетворяет их тип и размещение в салоне. Иногда простая замена штатного динамика на другой может радикально изменить всю звуковую картину.

Выбор места для установки динамиков аудиосистемы в салоне автомобиля, варианты подключения динамиков к головному устройству аудиосистемы, фейдер.

Для приемлемого звучания музыки в салоне автомобиля устанавливают как минимум четыре динамика — фронтальная стереопара и тыловая. Главное, чтобы передние динамики, на которые ложится вся ответственность по созданию подобия фронтальной стереопары, не проигрывали по качеству тыловым. Лучше, конечно, поставить динамиков побольше: стереопару в передние двери и стереопару в задние.


Фольксваген Поло замена штатной аудиосистемы, шумоизоляция дверей

Четырехканальная система размещения динамиков аудиосистемы в салоне автомобиля.

Однако такой путь оправдывает себя лишь в том случае, если дополнительные (подзвучивающие) каналы не будут уступать по качеству основным. Конечно, это приведет к почти двукратному увеличению затрат на одни только динамики.


Установка акустики в Гранта Лифтбек.

Места возможной установки динамиков аудиосистемы в салоне автомобиля.

Для создания мощной автомобильной аудиосистемы существует несколько способов. Один — увеличить число динамиков в системе. Это решение очень популярно. Второй способ — ставить самые совершенные компонентные динамики с очень высокой паспортной мощностью. Использование дорогих референсных динамиков таких фирм, как Focal, Phoenix, AMA, Rokford Fosgate, Hi Fonies, Morel, Polk Audio, позволяет добиться еще лучшего качества воспроизведения. Но и в первом, и во втором случае в аудиосистему необходимо включить один, а еще лучше два сабвуфера.

Конечно, это сопряжено с существенными затратами и определенными неудобствами: необходим дополнительный усилитель (усилители), линейный выход на магнитоле, не зависящий от регулировки фронт-тыл. Если его нет, потребуется активный кроссовер, наконец, необходимо найти место в машине, где будет размещен сабвуфер, и т.д.

Типовое расположение компонентных и коаксиальных динамиков, сабвуфера и усилителя аудиосистемы в автомобиле.

Пример расположения динамиков аудиосистемы в автомобиле ВАЗ-2108.

Пример расположения динамиков аудиосистемы, блочного усилителя и чейнджера в иномарке.

Коаксиальные излучатели существенно облегчают их размещение в салоне автомобиля. Однако следует учитывать особенности их установки. Дело в том, что помимо частотной характеристики громкоговорителя существует характеристика его направленности. Звуки низкой частоты (ниже 200 Гц) хорошо распространяются в любом направлении и легко огибают препятствия. Средние частоты (200-400 Гц) сильно поглощаются мягкими элементами интерьера и обладают выраженной направленностью, хотя способны огибать препятствия внутри салона.

Высокочастотные колебания (более 4000 Гц) распространяются практически по прямой узким конусом углом около 30 градусов и не создают стереоэффект. Поэтому желательно установить отдельные высокочастотные динамики (твитеры), особенно для передней части салона. Причем так, чтобы ось громкоговорителя была бы направлена либо в область головы водителя (переднего пассажира), либо звук отражался в нужном направлении.

Варианты монтажа динамиков аудиосистемы на передней панели автомобиля.

Общее качество звучания системы зависит от расположения передних (фронтальных) и задних (тыловых) динамиков и сабвуфера. Причем каждый из них создает свое звуковое поле. От того, как ориентированы динамики по отношению к слушателю, зависит прежде всего пространственные характеристики звучания: локализация звукового образа, ширина зоны стереоэффекта и его устойчивость. Недостаточно качественные или неправильно установленные динамики зачастую смазывают пространственную картину.

В идеальной автомобильной аудиосистеме звуковая сцена располагается перед сидящими слушателями примерно на уровне глаз. Она выходит за пределы автомобиля — так что виртуальные (кажущиеся) источники звука располагаются, например, над капотом и распределены в ширину и в глубину. От правильной установки зависит также прозрачность звучания. Чистое, прозрачное звучание означает отсутствие нелинейных искажений, тональную сбалансированность, различимость одновременно звучащих инструментов, несмотря на взаимодействие прямых и отраженных звуковых волн.

Варианты подключения динамиков к головному устройству аудиосистемы автомобиля.

Для любой аудиосистемы важны фронтальные громкоговорители. Они несут основную пространственную информацию. Наиболее существенными для получения стереоэффекта являются области средних и верхних звуковых частот. В передней части автомобиля не так много мест, где можно разместить СН/НЧ-динамики. Обычно они располагаются в передних дверях, на приборной панели (торпедо) и реже в нижней части салона машины, сбоку под «торпедо», в так называемых «кик-панелях». Очень сложно добиться хорошей отдачи в области нижних частот от фронтальной акустики — эту задачу обычно возлагают на сабвуфер.

Схема подсоединения компонентных систем и сабвуфера к многоканальному усилителю аудиосистемы автомобиля.

Как показывают измерения и субъективные оценки, если динамики (особенно коаксиальные) располагаются в передних дверях, звуковое поле для водителя и пассажира отличается правильным балансом между низкими и высокими частотами, чем при установке динамиков в «торпедо».

Места для установки передних и тыловых динамиков аудиосистемы в автомобиле.

Большинство предусмотренных заводом-изготовителем штатных мест — это акустически неприспособленные пространства, пластиковые установочные поверхности. Пластик — не лучший материал для установки динамиков. На морозе он имеет свойства сужаться, следовательно, крепежные элементы будут подвергаться большой нагрузке. Кроме того, пластиковые детали обшивки могут сами «подыгрывать» акустическим системам, попадая в резонанс с колебаниями диффузора.

Желательно укрепить установочные места железными вставками и сделать акустическую обработку отведенного под динамик пространства. Для установки динамиков в передних дверях часто монтируют специальные накладные карманы. Каждый из карманов имеет рекомендованный производителем рабочий объем, обычно около 3-5 литров, который формируется внутри с помощью различных материалов, например пены Macroflex. Это позволяет создать правильное акустическое оформление, от которого зависит прежде всего эффективность громкоговорителя при воспроизведении низких частот.

Существует много вариантов расположения динамиков в передней двери. На конечный результат влияют как расстояние до слушателя и высота установки, так и направленность излучения динамиков и расстояние между ВЧ и СЧ/НЧ-головками. Важное значение имеет фазирование громкоговорителей. При правильном подключении бас-устройств стереобаза верно раскладывается между левым и правым громкоговорителями. Признак неправильного подключения — пространственный бас совершенно размытый, вынесенный за пределы базы динамиков стереобраз.

Тыловые динамики играют важную роль, придавая звучанию системы объемность, заполненность. Кроме того, они помогают пассажирам, сидящим сзади, до которых фронтально звуковое поле может «не дотянуться». Обычно тыловые динамики устанавливают на задней полке. Она служит экраном, изолирующим от салона объем багажника, который исполняет роль акустического оформления (корпуса). Поэтому тыловые динамики, как правило, гораздо лучше справляются с низкочастотной частью звукового диапазона.

Стоит учитывать интерференцию прямого и отраженного звука. Меняя расстояние от динамиков до заднего стекла, можно добиться более правильного звучания за счет уменьшения искажений, вызванных наложением прямых и отраженных волн.

Регулировка соотношения между фронтальными и тыловыми полями звучания с помощью фейдера (Fader).

При воспроизведении звуковое поле в салоне автомобиля складывается из фронтального и тылового. Искажения от наложения различных волн здесь неизбежны. Кроме того, может оказаться неприятным и запаздывание сигнала от более удаленных задних динамиков. Как правило, эта проблема устраняется только использованием звукового процессора. Соотношение между фронтальными и тыловыми полями можно менять с помощью специального регулятора — фейдера (Fader) на головном устройстве аудиосистемы.

Характеристика регулятора фейдера.

Его характеристика регулирования такова, что при перемещении регулятора из крайнего положения к среднему уровень сигнала введенного канала снижается незначительно, а выведенного — наоборот, быстро растет. После прохождения среднего положения картина меняется на обратную.Для получения хорошей пространственности звучания стоит немного акцентировать фронтальное звуковое поле, увеличивая подаваемую на передние динамики мощность. Тыловое поле должно быть ненавязчивым, скорее, просто вспомогательным. Использование сабвуфера позволит обеспечить необходимую басовую поддержку для всей системы и получить более пространственный звук.

Оптимальное соотношение уровней звучания фронтальных, тыловых динамиков и сабвуфера аудиосистемы автомобиля.

В идеальном случае при правильном соотношении уровней громкости фронтальных, тыловых динамиков громкоговорителей и сабвуфера у слушателя не должно возникать впечатления, что звук исходит из ближайшей акустической системы. Звуковые образы должны свободно парить в пространстве салона. Именно такая аудиосистема доставит слушателям истинное удовольствие и не утомит в дальней дороге.

По материалам книги «Музыка и видео в вашем автомобиле».

Козюренко Ю.И.

Похожие Статьи :
rss