Автопортал || Авто - статьи

Сельскохозяйственная техника
Чтение RSS

Главная Новости

Тиснение

Опубликовано: 30.09.2018

видео Тиснение

Обзор фольги для горячего тиснения, штамп без оборудования

Как и чеканка, одним из древнейших видов художественной обработки металла является тиснение (тюркск - басма). Суть его состоит в следующем: на какой-либо рельеф накладывается тонкий лист цветного или драгоценного металла, поверх него - свинцовая пластина, далее следует выколотка. Заполняя под ударами молотка углубления рельефа, свинец растягивает, прижимает к рельефу мягкую фольгу, которая в точности его копирует.



Сказанное, однако, касается работы с готовым рельефом. Если же мастер решил создать оригинальное произведение, то ему придется изготавливать матрицу. Для этого из гипса или дерева делается модель по рисунку. На отлитой из гипса или вырезанной из дерева по заданному размеру плите или дощечке вырезается желаемый рисунок (орнамент). По модели матрицу отливают из бронзы или цинка, на нее накладывается цветная фольга из меди, латуни или алюминия и производится выколотка. Изделия методом тиснения практически не отличаются от литья. А поскольку на них идет гораздо меньше металла, выгода этого метода очевидна. Тиснением, как и литьем, можно получать большое количество одинаковых изделий. Тиснение близко и чеканке. Нередко мастера сочетают эти два вида художественной обработки металла: тиснение выступает как фон для чеканного рельефа.


Как сделать тиснение на бумаге? Обзор трафарета. Товары для скрапбукинга с Алиэкспресс, часть 2

Технология тиснения

Полосы фольги из цветного металла толщиной 0,2-0,3 мм скатывают в рулоны, накаливают докрасна и окунают в холодную воду - после этой операции металл становится более пластичным, очищенным, словом, готовым к обработке (это касается меди и ее сплавов), а алюминий разогревают до почернения нанесенной на него мыльной полоски. Из гипса или строительного алебастра приготавливают раствор на воде в соотношении в частях: 9:7, предварительно смазав рельеф вазелином, чтобы гипс не прилипал к нему. Гипсовую модель после снятия с рельефа для сохранности и предохранения ее от влаги покрывают лаком. Матрицу отливают открытым способом в опоке с формовочной смесью, в которую вдавливают талькированную модель. Состав смеси таков: 9 частей речного песка, 1 часть сухого глиняного порошка и полчасти воды. Смесь должна быть утрамбована на одном уровне с верхом модели и бортами опоки. После извлечения модели из опоки в формовочной смеси должен остаться четкий обратный рельеф - контррельеф, в который и заливают расплавленный металл для получения матрицы; матрицу доводят до рабочей кондиции штихелем или чеканом, поскольку в ней могут быть нежелательные впадинки или выступы. Далее из свинца следует изготовить контррельефный пуансон, который в точности повторяет матрицу. Уложив фольгу на матрицу, а сверху контррельефный пуансон, равномерными ударами киянки получают задуманный оттиск.


Обзор набора для тиснения + МК Контурное тиснение // ScannCut

Давильные работы

В прежние времена мастера кузнечных или слесарных дел не занимались этим способом обработки металлов, так как существовало много специальных мастерских по давильным работам. В настоящее время такими работами занимаются лишь на сравнительно крупных промышленных предприятиях, которые не могут изготавливать оригинальные изделия, необходимые для кузнеца-художника. В этом случае индивидуальному мастеру не остается ничего иного, как освоить и этот способ обработки металла.

Для выдавливания металла необходимо изготовить оправку нужной формы. При малом объеме давильных работ оправку можно сделать деревянной, но если заказ включает большое число изделий, то оправку целесообразно сделать из металла. При выдавливании возникают большое давление, и деревянная оправка может исказиться. Давильные работы выполняют на токарном станке, специально приспособленном для этой цели. Оправку укрепляют на шпинделе, а для выдавливания устанавливают упор, высота которого приблизительно соответствует высоте оси вращения шпинделем.

В упоре должно быть несколько отверстий для опорного штифта, который в процессе выдавливания переставляют по мере необходимости.

Инструмент (давильники) для давильных работ изготавливают из стали, латуни, бронзы или дерева. Насадка должна быть длиной не менее 40 см, чтобы при работе можно было получать достаточное давление. Конец давильника имеет шаро-образную форму, а для чистовой гладильной работы - более скругленную поверхность. Заготовка для выдавливания должна иметь форму круга с диаметром, соответствующим диаметру изделия. Без труда выдавливаются заготовки из алюминия, остальные металлы требуют подготовки. Сталь, если идет речь о листе для глубокой вытяжки, можно обрабатывать без -подготовки, в других случаях необходим отжиг.

При выдавливании заготовок из меди, томпана или латуни отжиг необходимо повторять в процессе выдавливания несколько раз, так как эти металлы твердеют под действием теп-Лоты, выделяемой в процессе деформации. Подготовленную заготовку укрепляют на оправке прижимом (прижимы нескольких диаметров изготавливают из дерева). Наибольшее усилие прижима необходимо при первых операциях, наименьшее - на заключительной стадии процесса. Прижим слегка прижимают острием конуса задней бабки к заготовке и оправке и пускают станок.

Деревянным инструментом заготовку центрируют, и только тогда затягивают прижим. Для собственно выдавливания на станке необходимо иметь опору, с помощью которой достигаются большие давления. Обычно для этой цели используют толстый хомут, который укрепляют на суппорте станка. Заготовку и инструмент протирают салом и начинают процесс выдавливания.

Рис. 20. Инструмент для давильных работ (давильники)

Давильник следует держать так, чтобы его насадка была направлена к подмышке. Давильник должен опираться на упор, штифт которого необходимо установить так, чтобы получить наиболее сильный двуплечий рычаг. Выдавливание осуществляют от центра обрабатываемой заготовки, прижимая ее к поверхности оправки. Если на заготовке начинают образовываться складки, то ее необходимо с обратной стороны подпереть плоским и слегка скругленным инструментом. Если заготовку не удается выправить, то это значит, что материал потерял пластичность. В этом случае необходимо прервать выдавливание, заготовку снять со станка, отжечь и только после этого продолжить выдавливание. Когда заготовка полностью уложена на поверхность оправки, ее края следует выровнять подрезным резцом, а поверхность обработать гладильным давильником. Если необходимо, то изделие прямо на станке можно не только шлифовать, но и полировать.

С.В. Ухин

Источник: "Художественное литье"

Рабочее место и оснащение

Литейные материалы

Устройство и эксплуатация шахтного горна

Технологические разновидности художественного литья

Комбинированная обработка металла

Технология сетчатой пайки

Декорирование изделий из металла

Декоративная механическая обработка металла

Химическое декорирование металла

Художественное литье из чугуна

rss